20.01.2016


20.01.2016

Творчество в методе монтессори.

Один из распространенных мифов о методе Монтессори звучит так: «Там дети действуют только по шаблону, у них нет возможности самовыражения и вообще мало внимания уделяется рисованию, лепке, танцам и пению».
Как это можно прокомментировать?
В современном мире слишком много внимания уделяется  детскому «творчеству». Почему слово «творчество» я поставила в кавычки? Давайте не будем голословными и посмотрим в энциклопедии, что означает слово «ТВОРЧЕСТВО».
Творчество — это:
деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других.
Или другой источник:
ТВОРЧЕСТВО — продуктивная форма активности и самостоятельности человека. Его результатом являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений, решение новых задач в труде врача, учителя, художника, инженера и т. д.

И это написала не Мария Монтессори….  Итак, под творчеством мы пониманием создание  чего-то нового, что является ценным не для одного человека.   Разве является картинка детской мазни - предметом художественного интереса? Никто не спорит с тем, что это хорошо, когда ребенок занимается этим. Это хорошо потому, что ребенок получает сенсорные впечатления, изучает цвета, начинает длительный путь тренировки руки. Но … это НЕ творчество.
Мы живем в мире заблуждений по простой причине: мы не всегда глубоко понимаем смысл многих слов, которые употребляем. И вся проблема в том, что мы не правильно понимаем смысл слова ТВОРЕСТВО.
    Я три года вышивала маме картину с подсолнухами.  Это очень красиво. И я горжусь своей работой. Это было творчество? Нет. Я купила готовую схему, с хорошо подобранными нитками и просто методично, технично и кропотливо вышивала ее день за днем. Это РУКОДЕЛИЕ.
А сейчас я пишу статью, в которой выражаю СВОИ мысли, которые сформировала благодаря: многолетнему обучению в методе Монтессори, многочасовому наблюдению за детьми, огромной практике работы с детьми. Такой статьи раньше не было. И это настоящий творческий акт. И чтобы его совершить мне понадобились многие навыки, которые я развивала у себя годами.
Надеюсь теперь, мой замечательный читатель, понимает разницу ТВОРЧЕСТВА и РУКОДЕЛИЯ.
Никто не спорит с тем, что рукоделие, изобразительное искусство являются важными гранями развития дошкольника. И ближайшую статью я посвящу способам развития изобразительных способностей ребенка в методе Монтессори. Но сегодня мы говорим о творчестве.
Для того, чтобы творить, необходимо приобрести навык. И только, когда навык будет освоен, человек может творить. Чтобы написать великую картину, нужно иметь «послушную» руку, уметь смешивать цвета. Ребенок же изображает пока то, что у него получилось, а не то, что он хотел и в этом принципиальное отличие.
    Именно по этому, Мария Монтессори  не рекомендовала устраивать выставки из художественных работ трехлетних малышей. Ребенок, видя свои каракули, может потерять интерес к рисованию вовсе. Он вновь и вновь видит, что у него получилось не то, что он хотел. А родительская похвала, вводит его в замешательство: «Неужели это действительно красиво». И пути два: либо в разочарование в себе, либо в искаженную самооценку: «Хвалите все чтобы я не сделал».
Но это вовсе не означает, что нужно прекратить попытки малыша к становлению своей руки. Как раз наоборот. Создать среду для развития руки просто необходимо.

            А вот то, что касается творчества, то его в Монтессори – классе  на самом деле очень много. В первую очередь это сенсорный материал, который предоставляет ребенку невероятные возможности для творчества. Однажды, научившись  выстраивать гармоничный ряд, ребенок получает возможность строить свои гармоничные конструкции, создавать свои буклеты и плакаты. Ребенок начинает применять свои новые знания  в различных направлениях и……. создает что-то НОВОЕ, КАЧЕСТВЕННОЕ, такое как ОН ХОТЕЛ!!!!!


Это и есть настоящее творчество и им наполнена вся жизнь в Монтессори классе. Затем это творчество перетекает в зону развития речи, где малыш создает свои книги. Не обходит творчество стороной и  зону  КОСМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Там ребенок впервые делает свои открытия о взаимосвязях всего в окружающем мире, проводит первые опыты и эксперименты.
Творчество - это не урок в саду Монтессори, это та среда, которая позволяет ребенку приобретать навыки и начинать творить! Каждой, кто хоть раз бывал в Монтессори классе, это знает.



24.04.2019