11.04.2016

11.04.2016

Заметки Монтессори педагога.

Наблюдатель и наблюдаемый в методе Монтессори.

Наблюдение - это основа метода Монтессори. Педагог который не наблюдает за детьми, не может назвать себя Монтессори педагогом, даже если он в совершенстве владеет презентациями.

Его можно назвать качественным техником, но не Монтессори-педагогом.

Для того, чтобы стать наблюдателем, нужно иметь желание или внутреннее вдохновение для этого. Нельзя заставить другого это делать, желание рождается внутри человека. Желание наблюдать за ребенком, становиться результатом трех внутренних интересов, свойственных человеку:

  • интерес к природе детства;

  • интерес к жизни;

  • интерес к развитию;

Этот интерес развивается спонтанно и только люди, обладающие этими интересами, смогут стать настоящему Монтессори педагогами. Ибо истинной движущей силой, которая делает из учителя ученного - это интерес к проявлению жизни в ребенке, через его развитие. Монтессори – педагог- это ученный, неустанно изучающий природу детства.

Но тем не менее, умение наблюдать приходит, как результат постоянной практики. Учитель может на первом этапе делать упражнения, которые помогут ему развить наблюдательность, но… только постоянная практика разовьёт это умение по-настоящему.

Итак, становиться понятным, кто такой наблюдатель в методе Монтессори. А вот, кто наблюдаемый? Кого наблюдает Монтессори педагог? Ну конечно ребенка. И многие педагоги начнут спорить, что они тоже наблюдают за детьми в классе, ибо видят их каждый день и замечают изменения происходящие в них. Они наблюдают детей, которые сидят за партами и выполняют их задания, в надежде получить награду или избежать наказания.

Будет ли это наблюдение информативным?

Это наблюдение можно сравнить с наблюдением биолога за высушенной бабочкой, приколотой к подушечке. Когда биолог хочет получить информацию о бабочке, он идет на поля и луга и часами бегает за бабочкой, чтобы действительно понять ее природу.

Если мы хотим понять природу ребенка, мы должны дать ему свободу. Свободу движения, выбора, общения, повторения, темпа жизни , право на ошибку, именно тогда мы будем наблюдать за проявлением детской души, а не за рамкой, нами созданной, в которую мы втискиваем ребенка.

Наблюдаемый в методе Монтессори- это свободный ребенок.

Наблюдение за свободным ребенком- вот ключ к методу Монтессори.

Шевченко Юлия

(впечатления к первой главе книги

Марии Монтессори «Открытие ребенка»)











24.04.2019