06.04.2016

06.04.2016

Заметки Монтессори педагога.

Преграды на пути развития ребенка.

Рождение ребенка- это момент прихода в этот мир нового человека, с уникальной душой и неповторимым телом. Помимо этого, ребенку дан огромный потенциал к развитию и совершенствованию.

Единственная задача, которая стоит перед взрослыми - не помешать этому произойти.

Человеку дано тело, которое имеет неограниченные возможности: оно может держаться на воде, выносить огромные перепады температур, поднимать тяжести и даже выполнять акробатические трюки. Но…..

В современном мире врачи бьют тревогу о резком возрастании случаев сколиоза и других болезней позвоночника, которые диагностируются в довольно раннем возрасте. Медицина пытается решить эту проблему, не решая ее. Все больше исследуют, какой должна быть «правильная» поза при сидении, как держать руки и ноги, где должна быть спина. Исследуют практически под микроскопом и совершенно забывают о том, что в принципе длительное сидение, особенно на стуле и есть причина, этих нарушений.

У людей не возникало сколиоза, когда они охотились на мамонтов, занимались физически тяжелым трудом, земледелием, скотоводством. И только после того, как детей усадили за парты и заставили сидеть неподвижно и «держать спинку ровно», сколиоз стал распространяться как вирусное заболевание.

Позволив ребенку двигаться и САМОСТОЯТЕЛЬНО, выбирать удобное положение тела мы даем возможность телу ребенка расти и развиваться оптимальным для него способом. Предлагая ребенку ходить, носить, тянуться, поворачиваться и делать массу других спонтанных движений, мы устраняем преграды для телесного совершенствования.

А чтоже мешает развитию детской души?

Ответ прост: самый популярный в образовании метод : наград и наказаний за результат интеллектуальных и творческих свершений.

Награда это- поощрение ребенка через подарок, презент, похвалу, высокую оценку, наклейку, медаль, все, что угодно, что дает взрослый ребенку за то, что он сделал.

Наказание- это порицание, низкая оценка, указание на ошибку, причинение чего-то плохого или лишение чего-то хорошего.

Почему поощрение и наказание не применяется в методе Монтессори? Ведь большинству взрослых, это кажется единственным действенным способом воспитания детей.

В первую очередь, потому, что и наказание и поощрение убивает в ребенке внутреннюю мотивацию, то истинное вдохновение, которое по-настоящему движет развитием ребенка. Задумайтесь, мог бы Леонардо де Винчи писать великие картины, если бы делал это ради похвалы? Написал ли Бетховен «Лунную Сонату», в надежде, что ему за это заплатят определенную сумму? Насаждались бы мы «Девятым Валом» Айвазовского, если бы он писал его, чтобы избежать наказания?

Когда мы хвалим или ругаем ребенка, мы лишаем его возможности развивать свои таланты, а вместо этого учим угождать другим, подменять свои желания и способности, желаниями других людей.

Во-вторых, когда мы оцениваем ребенка, мы находимся выше него, мы считаем себя лучше него, коль берем на себя право судить. Помните библейское: «А судьи кто?». Мнение о том, что я лучше других- это истинное лицо гордыни- самого опасного смертного греха. И самое страшное, что детей мы приучаем к тому же: сравнивать себя с другими и как результат- зависеть от чужого мнения. «Вася себя вел плохо, а я хорошо», «Я получила тройку, а отличница Маша двойку»- вот первые тревожные сигналы, которые мы можем видеть уже в маленьких детях

Для того, чтобы избавиться от желания применять награды и порицание – нужно поверить в огромный потенциал детской души, осознать, что у каждой души есть свое предназначение и дать возможность душе реализовать со потенциал.

Шевченко Юлия

(впечатления к первой главе книги

Марии Монтессори «Открытие ребенка»)


 


24.04.2019